СПРАВКА–ОБОСНОВАНИЕ к проекту Закона Кыргызской Республики «О внесении изменений в некоторые законодательные акты в сфере рекламы»

СПРАВКА–ОБОСНОВАНИЕ

к проекту Закона Кыргызской Республики «О внесении изменений в некоторые законодательные акты в сфере рекламы»


1. Цель и задачи

Проект Закона Кыргызской Республики «О внесении изменений в некоторые законодательные акты в сфере рекламы» (далее – проект Закона) разработан в целях выполнения Программы развития государственного языка и совершенствования языковой политики в Кыргызской Республике на 2021-2025 годы, где основным приоритетным направлением является осуществление анализа соответствующих нормативных правовых актов, регулирующих сферу государственного языка и приведение их в соответствие с нормами Закона Кыргызской Республики «О государственном языке Кыргызской Республики». Задачей проекта Закона является приведение в соответствие положений некоторых законодательств по вопросам размещения наружных реклам в населенных пунктах.

2. Описательная часть

План мероприятий по реализации Программы развития государственного языка и совершенствования языковой политики в Кыргызской Республике на 2021-2025 годы предусматривает проведение анализа законодательства, регулирующего сферу государственного языка, и принятие мер по его совершенствованию. Так, на основе анализа действующего Закона Кыргызской Республики «О государственном языке Кыргызской Республики» и законодательства в сфере размещения реклам, вывесок, объявлений, прейскурантов и другой наглядной информации выявлено, что соответствующие нормы данных нормативных правовых актов не приведены в соответствие и не согласованы между собой.

Согласно статьи 30 Закона Кыргызской Республики «О государственном языке Кыргызской Республики» во всех сферах применения государственного языка соблюдаются действующие нормы кыргызского литературного языка, а также в статье 33 установлено, что руководители государственных органов, организаций и учреждений всех форм собственности, а также юридические и физические лица несут в пределах законодательства Кыргызской Республики ответственность за нарушение и не исполнение указанного Закона. 

В связи с этим необходимо привести в соответствие соответствующие нормы Закона Кыргызской Республики «О рекламе» и Кодекса Кыргызской Республики о правонарушениях в части размещения наружных реклам и наглядных информации со статьями 30 и 33 Закона Кыргызской Республики «О государственном языке Кыргызской Республики».

Вместе с тем, задачей пункта 68 План мероприятий по реализации Программы развития государственного языка и совершенствования языковой политики в Кыргызской Республике на 2021-2025 годы является осуществление мер по оформлению на государственном языке рекламы, объявлений и наглядной информации в соответствии с требованиями законодательства Кыргызской Республики, в результате котором должны быть разработаны меры по приведению текстов рекламы и наглядной информации в соответствие с действующими литературными нормами и требованиями законодательства Кыргызской Республики. 

Проект Закона разработан в целях реализации задачи, предусмотренного в пункте 68 вышеуказанного Плана мероприятий и с учетом предложений и рекомендаций специалистов и экспертов, а также обращений и мнений граждан Кыргызской Республики по вопросу размещения реклам и наглядных информации с текстами, не соответствующими орфографическим нормам языка. 

В статье 107 Кодекса Кыргызской Республики о правонарушениях (далее – Кодекс) предусмотрены штрафные санкции за размещение наглядной информации и наружной рекламы с текстами, содержащими нецензурные слова. В законодательстве в сфере рекламы установлены виды ненадлежащих реклам, к которым относятся недобросовестная, недостоверная, неэтичная, заведомо ложная реклама. Реклама с текстами, содержащими нецензурные слова, по содержанию относится к неэтичной рекламе. Неэтичной является реклама, которая содержит текстовую, зрительную или звуковую информацию, нарушающую общепринятые нормы нравственности, гуманности, этики и морали путем употребления оскорбительных слов. В правоприменительной практике норма закона, устанавливающая ответственность по аналогии не применяется. Поскольку, в статье 404 Кодекса предусмотрено ответственность за правонарушение по распространению рекламодателем ненадлежащей информации, применение ответственности за аналогичное правонарушение в статье 107 Кодекса является не уместным. 

В связи с изложенным, проектом Закона предлагается в названии и частях 1 и 3 статьи 107 Кодекса слова «содержащими нецензурные слова» заменить словами  «не соответствующими орфографическим нормам языка». Данная норма по содержанию соответствует к названию главы 15 Кодекса, в котором предусмотрены нарушения против порядка управления в сфере охраны нравственности и историко-культурного наследия, законодательства о языках. Согласно статьи 492 Кодекса дела о правонарушении, предусмотренного статьей 107 Кодекса рассматривается органами местного самоуправления. 

Также проектом Закона вноситься изменение в статью 14 Закона Кыргызской Республики «О рекламе» о согласовании размещения наружной рекламы на территории городов, айылных аймаков и на другой территории с исполнительным органом местного самоуправления на предмет соответствия текстов наружной рекламы орфографическим нормам языка.  

Концепция предлагаемого проекта соответствует содержанию проводимой работы в сфере развития государственного языка.

3. Прогнозы возможных социальных, экономических, правовых, правозащитных, гендерных, экологических, коррупционных последствий

Принятие проекта Закона Кыргызской Республики «О внесении изменений в некоторые законодательные акты в сфере рекламы» негативных социальных, экономических, правовых, правозащитных, гендерных, экологических, коррупционных последствий не повлечет.

4. Информация о результатах общественного обсуждения

Проект Закона размещен для общественного обсуждения на официальном сайте Национальной комиссии по государственному языку и языковой политике при Президенте Кыргызской Республики www.mamtil.kg, в Едином портале общественного обсуждения проектов нормативных правовых актов Кыргызской Республики www.koomtalkuu.gov.kg.

5. Анализ соответствия проекта законодательству

Представленный проект Закона не противоречит нормам действующего законодательства, а также вступившим в установленном порядке в силу международных договорам, участницей которых является Кыргызская Республика.

6. Информация о необходимости финансирования

Принятие проекта Закона Кыргызской Республики «О внесении изменений в некоторые законодательные акты в сфере рекламы» не требует дополнительных финансовых затрат из республиканского бюджета. 

7. Информация об анализе регулятивного воздействия

Представленный проект Закона не требует проведения анализа регулятивного воздействия, поскольку не направлен на регулирование предпринимательской деятельности.



Председатель Национальной 

комиссии по государственному 

языку и языковой политике при 

Президенте Кыргызской Республики                             К. Осмоналиев


Архив